Ранее обучение чтению

Ранее обучение чтению

Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?

Можно ли ребенка 2-3 лет научить читать? Этот вопрос приходится часто слышать от родителей. Хочется спросить в ответ: «А зачем вы хотите научить читать двухлетнего малыша? Неужели только для того, чтобы де­монстрировать его способности перед знакомы­ми?».

Ребенок 2 лет сам, т.е. без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Даже заинтересованно рассма­тривая замысловатые «узоры»-буквы, изобра­женные на кубиках, лото или игрушках, он не стремится запомнить их. Запоминание начинает­ся после того, как взрослый назовет буквы и бу­дет повторять их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о» – кружок, бараночка; «у» – трубочка, дудочка и т.д.

Со временем дети сами начинают «находить» буквы в предметах. Первые две-три буквы малыш запоминает, прилагая определенные усилия, а затем догады­вается, что изображение, которое он рассматри­вает, должно иметь название, как и любая кар­тинка, – петушок, собачка, кошка. С этого момен­та он, как это подметили многие родители, начи­нает требовать, чтобы взрослые называли незна­комую букву. Но маленьким ребенком движет не желание научиться читать. Он «откликается» на букву-предмет, а не на графическое изображе­ние звука родного языка, элемент печатного сло­ва. Воспринимая букву как предмет, малыш запо­минает ее название так же, как названия предме­тов, которые его окружают. Поэтому дети до­вольно быстро запоминают буквы на кубиках точно так же, как имена своих кукол, героев ска­зок, близких людей. Несколько позднее малыш начинает находить знакомые буквы на реклам­ных вывесках, в заголовках газет. Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться читать отдельные слова.

НЕЛЬЗЯ!

  • Заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных возможностей малыша.
  • Заниматься с ребенком без желания с его стороны.
  • Беспорядочно знакомить малыша с алфа­витом, акцентируя внимание на названии буквы, а не на звуке (например, показывая букву «м», произносить не звук «м-м-м», а «эм»).
  • При знакомстве со слогом (ма, па, ба, бо, ту, ти и т.п.) разрывать его вопросами типа: «”М” и “а” – что будет?». (Ребенок никогда не догадается, что вы ждете от него ответа: «Ма»)
Рейтинг на Yell.ru.