Ранее обучение чтению
Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?
Можно ли ребенка 2-3 лет научить читать? Этот вопрос приходится часто слышать от родителей. Хочется спросить в ответ: «А зачем вы хотите научить читать двухлетнего малыша? Неужели только для того, чтобы демонстрировать его способности перед знакомыми?».
Ребенок 2 лет сам, т.е. без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Даже заинтересованно рассматривая замысловатые «узоры»-буквы, изображенные на кубиках, лото или игрушках, он не стремится запомнить их. Запоминание начинается после того, как взрослый назовет буквы и будет повторять их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о» – кружок, бараночка; «у» – трубочка, дудочка и т.д.
Со временем дети сами начинают «находить» буквы в предметах. Первые две-три буквы малыш запоминает, прилагая определенные усилия, а затем догадывается, что изображение, которое он рассматривает, должно иметь название, как и любая картинка, – петушок, собачка, кошка. С этого момента он, как это подметили многие родители, начинает требовать, чтобы взрослые называли незнакомую букву. Но маленьким ребенком движет не желание научиться читать. Он «откликается» на букву-предмет, а не на графическое изображение звука родного языка, элемент печатного слова. Воспринимая букву как предмет, малыш запоминает ее название так же, как названия предметов, которые его окружают. Поэтому дети довольно быстро запоминают буквы на кубиках точно так же, как имена своих кукол, героев сказок, близких людей. Несколько позднее малыш начинает находить знакомые буквы на рекламных вывесках, в заголовках газет. Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться читать отдельные слова.
НЕЛЬЗЯ!
- Заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных возможностей малыша.
- Заниматься с ребенком без желания с его стороны.
- Беспорядочно знакомить малыша с алфавитом, акцентируя внимание на названии буквы, а не на звуке (например, показывая букву «м», произносить не звук «м-м-м», а «эм»).
- При знакомстве со слогом (ма, па, ба, бо, ту, ти и т.п.) разрывать его вопросами типа: «”М” и “а” – что будет?». (Ребенок никогда не догадается, что вы ждете от него ответа: «Ма»)