Как помочь гиперактивным детям

Как помочь гиперактивным детям

В наше время очень много детей, которые на месте и минуты не могут усидеть, за что ни возьмутся, сразу бросают.

В последнее время в нашей стране и в большей степени за рубежом взрос интерес  этой проблеме, поскольку данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным. К тому же такие дети в любой ситуации доставляют окружающим много хлопот, очень неровны в усвоении необходимых знаний и навыков, с трудом адаптируются к школе.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности, и в связи с этим, увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на длительный отрезок времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Чаще всего именно в этот период родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребенка.

Гиперактивный ребенок отличается от других, прежде всего повышенной двигательной активностью и недостаточным умением контролировать свою деятельность и поведение. Вот примерный портрет такого ребенка.

Гиперактивных детей можно встретить почти в каждой группе детского сада. Ребенок такого склада начинает действовать, не дослушав инструкцию до конца, и через некоторое время, когда остальные дети уже активно включились в работу, обнаруживает, что не помнит, что нужно делать. Он либо продолжает бесцельные действия, либо начинает назойливо переспрашивать, что и как делать. Ребенок часто отвлекается, не пытается хоть как-то организовать свою работу, не использует предложенные средства, чтобы облегчить выполнение задания, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении независимо от того, чем он занимается: математикой, физической культурой – или как проводит свободное время. Однако подобная «брызжущая» активность не всегда имеет высокую результативность, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок быстро выполняет задание. И, действительно, быстрым является каждый элемент движения, но в целом у этих детей много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.

Прежде всего надо отметить, что многие дети этой категории временами или возбудимы, или внутренне напряжены: у них достаточно часто бывает резкая смена настроения, проявления чувства страха, тревоги. При внимательном наблюдении также можно обнаружить, что эти дети эмоционально бедны: у них невыразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны образы, беден отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. Характерно, как гиперактивные дети передают в рисунке свою семью. Понимая, что такое семья, перечислив все ее членов, в том числе и себя, они прежде всего рисуют предметы: дома, облака, траву и т.д., лишь постепенно переходя к людям. А изобразив всех членов семьи: маму, папу, тетю, бабушку – очень часто забывают найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос: «Почему же тебя нет на рисунке?» – такие дети отвечают: «А я на улице» и т.д.

Удивительно, но факт; на предложение – сесть рядом с ребенком, некоторые мамы иногда отвечали: «Как это рядом? Мы так никогда не сидим!» Другими словами, они всегда «над» ребенком – в положении судьи и контролера. А вот рядом, вместе, чтобы было тепло и удобно им двоим, – это трудно и непривычно.

Именно неудовлетворенность от общения с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ведь взрослый для дошкольника  центр его эмоциональной жизни: увлечений, отношений, контактов с другими людьми.

Почти всех гиперактивных детей волнует, любит ли их мама. Все подобные случаи показывают, насколько важна для ребенка теплая эмоциональная обстановка в семье, и прежде всего теплота во взаимоотношениях с самым близким человеком – мамой. У гиперактивных детей огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью из-за отсутствия такого контакта чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере (негативизм, возбудимость, тревожность).

Какие же рекомендации можно дать родителям?

  1. Нужно стараться, по возможности сдерживать свои бурные чувства, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Воспитывайте в себе интерес к занятиям ребенка.
  2. Избегайте жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте отвлечь ребенка от нежелательных дел, может быть с помощью юмора.
  3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.
  4. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения.
  5. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе.
  6. Не перегружайте ребенка. Не предлагайте ему выполнять два дела одновременно.
  7. Последняя группа советов, на наш взгляд, наиболее значима, поскольку помогает снять напряжение, как у ребенка, так и у взрослого, максимально друг с другом сблизиться, почувствовать желания и потребности друг в друге
Рейтинг на Yell.ru.